Крупнейшие торговые центры мира

Крупнейшие торговые центры мира

13.02.2009
Статьи и обзоры / / США

Ежегодно около 9 млн посетителей фланируют между отделами Галери Лафайет в Париже. Это означает, что один из двух туристов обязательно посещает торговый центр на бульваре Османн. Именно иностранцы, оказывающиеся проездом во французской столице, обеспечивают 40% товарооборота универмага.
Не секрет, что легендарные торговые комплексы планеты уже стали своеобразными туристическими аттракционами. Миллиардер Мохамед Аль-Файед (отец Доди, последнего спутника жизни принцессы Дианы), который в 1985 году выкупил Harrods в Лондоне, это сразу прекрасно понял и превратил этот британский символ, расположенный на Найтсбридж, в "театрализованный торговый объект". Именно здесь можно встретить оперных певцов, в детских отделах фокусников и даже яхту из фильма «Квант милосердия», которая автоматически сделала Harrods одним из главных этапов маршрута под названием: "По следам Джеймса Бонда", учрежденного британским Офисом по туризму. Harrods стоит посетить хотя бы ради "food hall" – холла с потолками рококо и витражами Арт-нуво. Еще стоит упомянуть нео-византийский купол торгового центра Галери Лафайет на бульваре Османн (Париж), считающегося с 1975 года "историческим памятником", или пассажи ГУМа в Москве или большой витраж берлинского KaDeWe, разбитый падением на него американского бомбардировщика в 1943 году и тщательно восстановленного в 1950 году. Обычно универмаг международного значения предназначен не только для торговли: он также представляет собой замечательную архитектурную конструкцию. Об этом говорили пионеры коммерческой индустрии конца XIX века. Они прибегали к услугам мэтров архитектуры своей эпохи. Так же поступил и Груп Галери Лафайет, доверяя концепцию своего магазина в Берлине, открытого в 1996 году, Прицкеровскому лауреату (премия Прицкера аналог Нобелевской, но в архитектуре) знаменитому архитектору Жану Нувелю. Даже туристы, которые приходят сюда "просто посмотреть", не уходят без покупок.
Во всяком случае, шоппинг скоро вытеснит из туристической программы посещение памятников и музеев, а магазины всё больше становятся нечто вроде храмов потребления постиндустриальной эры. Знак эпохи: универмаг Macy's на 34-ой улице стал третьим местом по посещаемости у туристов в Нью-Йорке после статуи Свободы и Эмпайр Стейтс Билдинг.

Harrods, Лондон: «Всё, всем, всюду».
Чарльз Дигби Хэррод, превратив бакалейный магазин, основанный его отцом в 1834 году, в торговый центр, документально засвидетельствовал свое право на девиз: «Omnia ubique omnibus», что означает «Всё, всем, всюду». Даже сегодня еще говорят, что здание на Бромтон Роуд в квартале Найтсбридж является единственным магазином в мире, где на вопрос есть ли в продаже слон, вам ответят: "Сэр, Вам нужен африканский или азиатский?"
В Harrods можно купить как инкрустированное бриллиантами ожерелье для своего питомца (кстати, в ноябре универмаг организовывает ежегодное собачье дефиле Pet a Porter (по аналогии с прет-а-порте), и по этому случаю раздают курсы йоги для собак под названием "дога"), так и ритуальные услуги (в 1939 г. семья Зигмунда Фрейда доверила Harrods заботу о бальзамировании тела знаменитого психолога), а также домашние овощи и фрукты (магазин разбил огород и фруктовый сад на своей крыше).
Harrods занимает 7 этажей площадью 10,5 га и насчитывает 30 ресторанов и 40 лифтов, 500 служащих, говорящих на 72 языках (5500 человек во время распродаж) и 75 витрин, освещенных 11500 лампами, из которых 300 ежедневно заменяются. Поэтому он по праву является самым большим универмагом в Европе. На лестнице, оформленной в египетском стиле, не стихает поток иностранцев, приезжающих со всех концов света. На каждом этаже у лестницы стоят самые известные статуи фараонов Древности. Туристы восторгаются ловкостью открывателя устриц в баре с потолком в стиле рококо, восхитительным "food hall" с витражом Арт-нуво. И конечно, настоящие громадные очереди возникают внизу у эскалаторов перед мемориалом, посвященным принцессе Диане и Доди Аль-Файеду, сыну владельца магазина.

Macy's, Нью-Йорк: чудо на 34-ой улице.
В день, когда Роуланд Мейси открыл свою галантерейную лавку под вывеской R.H. Macy & Co, его товарооборот составил всего 11,06 долларов. Сегодня флагманский корабль сети Macy's, расположенный на углу Бродвея и 34-ой улицы, ежедневно обслуживает 100 000 клиентов (250 000 на следующий день после Дня Благодарения). Для американцев этот универмаг - икона, освященная в 1947 г в фильме "Чудо на 34-ой улице" (звезда: актриса Натали Вуд) и ежегодно почитаема 50-ю миллионами телезрителей канала NBC, который транслирует Парад Мейси в День Благодарения (естественно, с участием американских звезд).
В отличие от многих других торговых центров Macy's не превратился в магазин-люкс. Но туристы смогут отыскать здесь то, что не найдут в других универмагах (кстати, те, кто обычно проходит через Visitor's Center на 2-ом этаже получает там дисконтную карту со скидкой в 11% при предъявлении паспорта). И в Macy`s вы найдете эксклюзивный товар. Это единственный магазин в Нью-Йорке (не считая Блумингдейл, филиала торговой группы Macy's, в ведении которой находятся 860 магазинов в США), где можно купить изделия для декора из коллекции Марты Стюарт или спортивную одежду от Tommy Hilfiger Sportswear. Перечень домов мод впечатляет своим размахом. Конечно, универмаг огромный: его площадь 198 500 кв.м., почти в два раза больше, чем Harrods. Это самый большой универмаг в мире. Обязательно, чтобы не потеряться, приобретите один из путеводителей по магазину (Macy's Visitors Guide), которые раздают на входе.

Isetan, Токио: от кимоно до фукубукуро.
Большинство крупных магазинов в мире начинали, как галантерейные лавки, и Исетан не исключение, так как прежде чем стать hyakkaten, то есть "магазином со 100 кассами", это был бутик, где продавали кимоно. Сегодня магазин в Шиньюки (один из самых оживленных районов японского мегаполиса) стал ориентиром в моде для молодых ветреников и токийских метросексуалов, а также он стал обязательным пунктом назначения у азиатских туристов модников.
Здесь всегда есть в наличии известные международные торговые марки, но у них нет отдельного кассового аппарата или отдельного стенда. Товары с фирменным знаком сгруппированы по типу товара, а не по брендам (концепция, которой недовольны некоторые дома мод, как Louis Vuitton, чем и объясняется отсутствие товаров этой марки в Исетане). Неделя помады, выставка шоколада, фестиваль кимоно...- всё это специальные мероприятия, которые постоянно сменяют друг друга. Н
о избегайте 2 января, когда более 200 000 японцев устремляются в Isetan, чтобы купить fukubukuro - мешочки-сюрпризы с товарами, которые часто продают по меньшей цене, чем его реальная стоимость (но можно купить и мешочек с плохим сюрпризом)! Для отдыха в Исетане есть шикарный спа-салон на 8 этаже, который является настоящей тихой гаванью. Иностранцы могут прибегнуть к услугам переводчика (обращаться в Customer Services) и у них есть право на льготу (обращаться в Tax Refund Office на 6 этаже).

Галери Лафайет, Париж: мода в движении.
С момента его торжественного открытия в 1912 году здание на бульваре Османн является самой зрелищной открыткой Парижа и самой прибыльной торговой площадкой, украшенной витражным куполом в нео-византийском стиле, 33 метра в высоту, и балюстрадами в форме листьев из этажей, выходящих балконами в огромный холл.
Бесценные украшения, шикарные часы, кожаные изделия и обувь самого высокого качества всегда во главе продаж в этом универмаге, который получает 40% своего товарооборота с реализации этих шикарных товаров. Именно они - и "сцена моды в движении" - привлекают иностранных туристов, которые тратят здесь в среднем 750 евро за один визит (1275 долларов). Самые расточительные: туристы из Саудовской Аравии и России, которые оставляют здесь, соответственно, 1235 и 826 евро!
Первый этап инноваций, которые продлятся до 2012 года, в Галери Лафайет уже осуществился открытием "Эспас Люкс" площадью 2000 кв.м. на первом этаже Купола Лафайет (магазин теперь занимает несколько кварталов, включая дополнительные здания, как Lafayette Maison, Lafayette Enfant и Lafayette Homme). Торговый комплекс предлагает модели от 23-х "классических» дизайнеров и девяти "талантов авангардного искусства", в общем, всё: от Баленсиага до Джона Гальяно.
На этом же этаже находится галерея искусств - Галерея Галерей, где с периодичностью шесть раз в год сменяются различные выставки. Цель - "подчеркнуть трансверсальность между модой, пластическим искусством и дизайном". Галерею искусств посещают ради культуры. Таким образом, покупатели словно проходят обряд искупления, после того, как побывали во власти демонов потребления!

KaDeWe, Берлин: достойный пера Рабле.
После падения Берлинской стены в ноябре 1989г. десятки тысяч Оссис - прозвище, которым западные немцы называют своих восточных компатриотов - ринулись в KaDeWe, в берлинский универмаг, который для них олицетворял верх безудержного потребления. В их глазах самый большой магазин в континентальной Европе был не только торговым комплексом: это символ, символ Запада, глянцевый, блестящий, словно рог изобилия, короче, символ всего, что было под запретом в течение 40 лет.
KaDeWe - это аббревиатура Kaufhaus Des Westen, в переводе: "западный универмаг", но для всех немцев KaDeWe - это настоящий символ Берлина, также как Бранденбургские ворота. Парадоксально, но этот тевтонский храм торговли находится под управлением молодого француза (которому едва минуло 40 лет).
Когда пришло время реконструкции и инноваций, Патрис Вагнер в 2004 году превратил первый этаж универмага в "шикарный бульвар", где представлены все крупные торговые марки кожгалантереи и украшений и, в частности, он переоборудовал отдел Гурме (для гурманов) на 7-ом этаже. Взоры поражает одна часть здания, в виде пещеры, площадью 7000 кв.м., ассортимент которой насчитывает 34 тысячи наименований товаров, а касса длиннее, чем пакетбот (300м). Тут находятся пивная Бокюз, блинная Ленотр, бутик Фошон и винный погребок, где всем заправляет сомелье из французского Альзаса (здесь хранится самое старое вино в мире - бутылка Ельтвиль 1864г. и еще Романе Конти за 5500 евро). Универмаг изумляет до такой степени, что французская газета Нувель Обсерватер в прошлом году посвятила ему ироничную статью: "Издали это самый роскошный, достойный пера Рабле и самый великолепный из всех шутовских магазинов универмаг в мире…"

ГУМ, Москва: как в 1893г.
После развала СССР ГУМ, расположенный на Красной площади, был переименован. Теперь он называется....ГУМ! Пройдя через горнила приватизации Государственный Универсальный Магазин стал Главным Универсальным Магазином.
Это больше не магазин с отделами, как было раньше, а торговая галерея под тремя громадными стеклянными арочными сводами, где 200 торговых точек соседствуют с ресторанами - элегантными и нет - и кафе как, например, Bosco, где московская элита назначает свидания. Здесь такие известные шикарные бренды, как Louis Vuitton и Chaumet, соседствуют с банальными Nike и Levi`s.
Если москвичи предпочитают ЦУМ, расположенный рядом с Большим, то иностранцы толпятся в пассажах, имеющих форму арок. Туристов привлекает это историческое здание с внешней отделкой из мрамора, песчаника и гранита, сохранившейся еще с времен царя Александра III, которое снова обрело свой былой блеск и славу 1893 года, когда это был самый большой и самый красивый магазин в мире.

Другие мировые торговые комплексы:
Мадрид: El Corte Inglès
Милан: La Rinascente
Стокгольм: NK (Nordiska Kompaniet)
Сеул : ShinSegae
Мексика : El Palacio de Hierro

Другие универмаги:

Париж : Le Printemps, Bon Marché и Bazar de l'Hôtel de Ville.
Лондон: Selfridges (собственность канадской семьи Вестон, которая владеет и Holt Renfrew).
Нью-Йорк : Bloomingdale, Saks Fifth Avenue, Bergdorf Goodman et Neiman Marcus. Токио: Mitsukoshi.
Монреаль: Ogilvy's и Holt Renfrew